В России отмечается значительный рост интереса к личным электросамокатам. Согласно данным маркетплейсов, к 2025 году количество приобретённых самокатов увеличится в 1,5–2 раза по сравнению с предыдущим годом.
За первые четыре месяца 2025 года было продано примерно 180 тысяч устройств, в основном электросамокатов, что сопоставимо с количеством приобретённых автомобилей за тот же период, составляющим менее 300 тысяч. Это свидетельствует о том, что россияне всё чаще пересаживаются с арендных самокатов на собственные транспортные средства.
Это объясняется рядом факторов: введённые ограничения скорости в центр города, зоны, запрещающие использование кикшеринга, сложные процедуры верификации, запреты для пользователей младше 18 лет, а также штрафы за нарушения правил, достигающие до 100 тысяч рублей, и блокировки аккаунтов. В результате большинство предпочитает личные электросамокаты, поскольку они не подвержены этим ограничениям.
Местные власти, ранее ограничивавшие деятельность кикшеринга из-за недостаточной жесткости законодательства, теперь сталкиваются с необходимостью самостоятельно регулировать рынок личных самокатов. Возможно, им придётся создать собственные службы контроля и обеспечения безопасности.
На рынке формируется модель использования электросамокатов: для коротких поездок до 5 км, когда можно завершить путь на одной зарядке даже в условиях ограниченного времени; а также для мультимодальных путешествий, совмещённых с метро или другим транспортом. Такие решения позволяют более гибко и удобно перемещаться в городах.
Эксперты оценивают, что количество частных электросамокатов составляет около 2 миллионов, что в два раза превышает число прокатных моделей. Эти личные устройства менее заметны на улицах, так как чаще всего бывают чёрного цвета и не остаются на парковках, однако из-за отсутствия ограничений скорости риск инцидентов с их участием выше. Так, число смертельных случаев в разы превышает показатели по арендуемым моделям.
В то время как власти боролись с прокатными самокатами, рынок личных устройств развивался самостоятельно, создавая новые вызовы для безопасности и регулирования.
Источник: @proboknet