Кузов автомобиля: состав, технологии и оценка

Кузов автомобиля: теория и практика

Что является ключевым элементом автомобиля? Это двигатель, колеса или трансмиссия? Ответ — кузов! Согласно всем стандартам, именно кузов считается основной и самой дорогой частью автомобиля.

Первичную оценку кузова часто проводят визуально… Но некоторые используют более детальный способ — надавливают пальцем на капот или крышу, и металл прогибается. В ответ порой звучит: «Неужели кузов из фольги?! Раньше кузовы были надежней!»

И в этом есть доля правды: современные наружные панели кузова изготавливаются из достаточно тонкого металла, с толщиной от 0,6 до 0,8 мм. Тем не менее, эти панели не несут конструктивной нагрузки. Внутренние же панели, которые отвечают за прочность, выполнены из более толстого металла, толщиной от 1 до 1,5 мм и больше. Как вам такая «фольга»?

Существует также сталь повышенной прочности, которая важна для обеспечения безопасности. Для создания кузова используются около десяти различных видов стали, которые отличаются по толщине, жесткости и покрытию. В процессе сварки кузова можно заметить, какие детали сделаны из оцинкованной стали — они визуально светлее. Например, на LADA Vesta SW Cross все наружные панели кузова выполнены именно из нее.

Вес среднестатистического кузова LADA составляет около 400 кг. Однако для его производства требуется 600 кг стали. Куда девается 200 кг металла? Они становятся обрезками при вырубке отверстий и штамповке деталей. Все эти обрезки собираются и перерабатываются, и отправляются обратно на металлургический завод, где из них позже создаются блоки цилиндров для LADA. Это подтверждает, что в технологии производства кузова она занимает первостепенное место, а мотор появляется лишь на втором этапе.

Процесс создания кузова включает три основных стадии: штамповка, сварка и покраска. На каждом из этих этапов проводятся проверки качества геометрии кузова и его компонентов. Также существует периодический контроль прочности, когда отдельные элементы кузова подвергаются разрыву с использованием гидравлических щипцов. Почему это необходимо? Для проверки качества сварки — нормальная сварочная точка должна оторваться «с мясом». Интересно, как на это отреагирует скептик со своим пальцем! Смог бы он согнуть металл, с которым еле справляется мощное гидравлическое оборудование?

Источник: @lada_rf