При зарядке электромобилей на общественных станциях и дома собственники оплачивают энергию по показаниям счётчиков. Однако не вся приобретённая электроэнергия фактически поступает в батарею — в процессе зарядки происходят определённые потери. Перед рассказом о пользовательском опыте, стоит упомянуть недавнее исследование немецкого автоклуба ADAC.
Эксперты показали, что уровень потерь зависит от типа используемой зарядки (переменного или постоянного тока, а также её мощности), а также от особенностей конкретной модели электромобиля и условий эксплуатации. Кроме преобразователей тока, кабелей, самой батареи, в процесс включены затраты на подогрев батареи в холодную погоду или охладение в жару, а также на подзарядку 12-вольтового аккумулятора.
Наименее эффективной считается зарядка от бытовой однофазной розетки при небольшой мощности 2,3 кВт, в результате которой теряются от 10% до 30% энергии. Трёхфазная настенная зарядка мощностью 11 кВт показывает потери в диапазоне 5–10%. Эти показатели могут различаться в зависимости от модели электромобиля. К примеру, для Fiat 500e при зарядке через бытовую розетку потери составляют около 12,7%, а при использовании Wallbox мощностью 11 кВт — всего 6,3%. Однако при ограничении мощности Wallbox до 3,6 кВт потери увеличиваются до 13,9%. Для Tesla Model 3 эти цифры колеблются примерно в диапазоне 15%, 7% и 11% соответственно.
Наиболее эффективной считается зарядка постоянным током на быстрых станциях: потери энергии составляют примерно 5–15%, включая потери в кабелях, колонке и в автомобиле. Однако у разных моделей показатели различаются. Например, для Ford Mustang Mach E Extended Range (88 кВт•ч) при зарядке с помощью быстрой станции из сети потребуется около 104,3 кВт•ч, что означает потерю примерно 15,6%. У Audi e-tron 55 quattro потери составляют около 11,3%, а у Lifan e+ — примерно 18%.
Практический опыт российских владельцев также демонстрирует различные показатели. Один из владельцев гибрида Voyah Free зарядил батарею с 67% до 90%, потратив 12,7 кВт•ч, а в аккумулятор попало около 9 кВт•ч — потеря составила примерно 29%. Другой хозяин российского Lifan провёл более точные измерения, полностью зарядив разряженный аккумулятор и сравнив потреблённое с показаниями внешнего счётчика: из сети было потрачено 25,45 кВт•ч, а в батарею попало 20,8 кВт•ч, что соответствует КПД около 81,7% и потерям 18,3%.
Источник: @drive2russia