Использование кооперативных наклеек Turbo на классических советских авто и зубилах произошло не случайно.
Например, еще в начале 1960-х годов в списке дополнений к Chevrolet Corvair появился вариант с названием Super Turbo-Air, цена которого составляла всего 27 долларов и обеспечивала увеличение мощности двигателя с 81 до 96 лошадиных сил. Важно отметить, что в этом случае не использовался турбонаддув — просто установленный модифицированный распредвал давал небольшое увеличение мощности.
Почему же тогда называли это Turbo? Просто потому, что звучит красиво.
Исторический факт: полноценный турбонаддув впервые был использован на этом же Corvair в 1962 году, а вскоре после этого — на компактном автомобиле Oldsmobile F-85 Jetfire.
Сегодня речь пойдет именно о модели Jetfire. На бумаге ее характеристики казались насыщенными, но в реальности показатели не оправдывали ожиданий. Турбина Garrett была установлена не просто так, а на 3,5-литровый V8, который в базовой комплектации выдавал 155 л.с., а с турбиной — 215 л.с., что соответствует показателям по стандарту SAE Gross, не учитывающему потери на системе.
Концепция этой модели заключалась в увеличении крутящего момента в средних режимах работы двигателя. В результате, Jetfire демонстрировал ускорение до 96 км/ч за 8,5 секунд, тогда как обычный F-85 с аналогичной мощностью проходил этот разгон за около 14 секунд. Однако при использовании в реальных условиях эти цифры часто превышали 9-10 секунд.
Но все преимущества были занижены ценой — модель Jetfire стоила дороже других вариаций F-85, превышая отметку в 3000 долларов. Кроме того, за полноценную работу турбины требовалась специальная жидкость, обладающая молочным цветом, которую нужно было регулярно добавлять в систему. Бутылки объемом около 900 граммов хватало примерно на 300 км, а при аккуратной езде — и до 2000 км. Водителю необходимо было лишь следить за уровнем жидкости и менять ее по мере необходимости. При исчезновении жидкости система отключала турбину, что снижало динамику, вызывая у водителей недоумение и разочарование.
Фактически, Jetfire стал примером того, как иногда экспериментальные решения служили не для улучшения реальных показателей, а для демонстрации технического прогресса и статуса. В итоге, быстротечное увлечение турбинами было быстро забыто, а в GM сосредоточились на другом факторе — объеме двигателя, где было очевиднее превосходство.
Через несколько лет после экспериментов с турбинами, в GM начали устанавливать более мощные V8, что окончательно поставило точку в эпохе турбо-экспериментов Oldsmobile. В 1964 году появилась модель с опцией 4-4-2, оснащенная 5,4-литровым V8 мощностью 310 л.с., которая за 7,5 секунд разгонялась до 96 км/ч и стоила чуть больше двух с половиной тысяч долларов. Таким образом, внутри компании признали, что рабочий объем двигателя остается главным фактором в развитии мощности.
В итоге, идея турбонаддува и ядовитого молочного топлива была Благополучно забыта в GM, а история Jetfire осталась в качестве яркой страницы автомобильной легенды.
Источник: @autopotoknews