75-летие Формулы-1: путь автоспорта и выдающиеся пилоты
Истоки современной Формулы-1 уходят в 1920-е годы, когда в Европе проходили крупные гонки, такие как Гран-при. Тогда достижение скорости в 100 км/ч казалось невероятным, привлекая огромное количество зрителей. В 1930-х годах был организован чемпионат Европы, ставший предшественником нынешнего мирового чемпионата.
Перед Второй мировой войной разрабатывался регламент для будущих соревнований, однако планы пришлось отложить. В 1946 году FIA опубликовала официальные правила, а первая гонка прошла в 1950 году на трассе «Сильверстоун» в Великобритании. Победу одержал итальянский гонщик на болиде Alfa Romeo — Джузеппе Фарина. Интересно, что с 1958 по 1969 годы титул чемпиона мира выигрывали только англоговорящие пилоты из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и США.
Гоночные автомобили середины XX века существенно отличались от современных. Постепенно внедрялись новые технологии: например, в 1959 году инженеры команды «Купер» впервые установили задний мотор, что помогло их болиду дважды становиться победителем общего зачета. Вскоре все чемпионатные машины стали оснащаться заднемоторной компоновкой.
В 1958 году был введен второй престижный титул — награждение не только гонщика, но и команды, создавшей самый быстрый болид. Позже этот приз стал называться Кубком конструкторов, положив начало долгой гонке за скорость и технологическое превосходство.
К концу 1960-х годов правила чемпионата претерпели изменения: допускался nearly двукратный рост мощности двигателей, однако трассы и системы безопасности остались без изменений. В то время спорт характеризовался сочетанием дружеских отношений между участниками и опасными гонками, технологий ускорения и роста рисков, а также появлением первых рекламных наклеек на болидах, что финансировало развитие технологий и увеличивало опасность.
1980–1990-е годы считаются золотой эпохой Формулы-1, когда сформировались легендарные команды: Ferrari, McLaren, Williams, Lotus и Benetton. Главными фигурами эпохи стали Айртон Сенна и Ален Прост — их соперничество навсегда вошло в историю автоспорта. Их противостояние продолжалось до 1993 года, когда Прост завершил карьеру.
Последнее десятилетие века стало переломным — автоспорт стал очевидно опасным, а трагедия Айртона Сенны в 1994 году на трассе Имола потряс весь мир. Его гибель стала символом необходимости усиления мер безопасности в соревнованиях, ведь ранее трагические случаи происходили, но смерть Сенны стала особенно судьбоносной для отрасли.
Источник: @anrbc