История автомобиля ГАЗ-13: Чайка

День рождения Чайки

16 января 1959 года стал датой начала серийного производства ГАЗ-13, первого поколения Чайки. Хотя предварительные образцы были изготовлены ещё в 1957 и 1958 годах, данный автомобиль стал важным шагом для завода, так как предшествующая модель, ГАЗ-12, уже устарела. Более того, Чайка перестала быть массовым автомобилем.

Чайка была предназначена для высокопоставленных чиновников, таких как министры, руководители союзных республик, послы и секретари областных комитетов. Этот автомобиль служил не только для служебных нужд, но и как транспорт для иностранных делегаций, посещающих Москву. Примечательно, что Чайки также вручали выдающимся людям, тронутым их значением. Индивидуальная продажа Чайки долгое время не осуществлялась.

Внешний вид ГАЗ-13 был явно вдохновлён крупными американскими автомобилями конца 1950-х годов. Однако утверждение о том, что он является прямой копией, не совсем корректно. Дизайнер Лев Еремеев, который также работал над моделью ЗИЛ-111, черпал вдохновение из форм различных моделей, таких как Пакард, Линкольн и Бьюик, но в итоге создал уникальный стиль, отражающий эпоху.

Конструкция Чайки, будучи типичной для своего времени, имела свои уникальные характеристики. Икс-образная рама и полунесущий кузов принимали на себя часть нагрузок, а спроектированный с нуля мощный мотор V8 объёмом 5.5 литров с алюминиевыми компонентами и четырёхкамерным карбюратором выделялся даже на международном уровне.

К мотору прилагался трёхступенчатый автомат. Новыми в практике ГАЗа стали задний отопитель, бескамерные шины, вакуумный усилитель тормозов, радиоприёмник с автопоиском станций и электрическими стеклоподъёмниками.

Чайка считалась не только представительским автомобилем по назначению. За рубежом её высоко оценивали, и она принимала участие в выставках от Брюсселя до Нью-Йорка. Чайка также использовалась в качестве прокатного автомобиля для туристов, а аренда такой машины стала признаком престижа для свадеб. В 1961 году на базе ГАЗ-13 была создана открытая версия, а в 1970-х годах в Риге начали собирать универсалы на базе Чайки.

История автомобиля ГАЗ-13: Чайка

История автомобиля ГАЗ-13: Чайка

История автомобиля ГАЗ-13: Чайка

История автомобиля ГАЗ-13: Чайка

История автомобиля ГАЗ-13: Чайка

История автомобиля ГАЗ-13: Чайка

История автомобиля ГАЗ-13: Чайка

Источник: @drive2russia