День рождения Audi quattro
3 марта 1980 года на выставке в Женеве состоялся дебют Audi quattro. Этот термин, происходящий от итальянского слова «четыре», обозначает как полноприводную трансмиссию, так и первую модель марки с постоянным полным приводом. Несмотря на то что данное купе не стало первой легковушкой с таким типом привода, оно значительно повлияло на автопром и породило множество подражателей. С течением времени Audi завоевала репутацию эксперта в производстве полноприводных легковых автомобилей, хотя в её модельном ряду всегда имелись и переднеприводные версии.
Купе Audi quattro (или Ur-quattro, что означает «оригинальный quattro») стало первым участником гонок за титул в чемпионате мира по ралли после изменений в правилах, произошедших в 1979 году. Это стало удачным совпадением, поскольку идея создания высокопроизводительного автомобиля с полноприводной системой, которая была нужна не для внедорожных характеристик, а для улучшения устойчивости и управляемости на скользкой поверхности, была выдвинута инженером Audi Йоргом Бензингером ещё в 1977 году.
Audi quattro одержала победу в личном зачете чемпионата мира по ралли в 1983 и 1984 годах, а в 1984-м выиграла также и среди производителей. Это дало старт настоящему буму полноприводных автомобилей в ралли, поскольку такие автомобили, хоть и с отличиями в конструкции, начали появляться у Peugeot, Lancia и Ford. Инженерное решение Audi было весьма оригинальным: они использовали симметричное распределение крутящего момента между осями, впервые объединив переднемоторное расположение с полным приводом и турбированным движком.
Двигатель стоял продольно, что позволяло эффективно объединить привод задней оси с изначально переднеприводной платформой (quattro был близким родственником Audi 80 B2 и Audi Coupe B2). В трансмиссии был установлен межосевой дифференциал, а привод к передней оси осуществлялся через полый вторичный вал коробки передач. Первоначально использовался дифференциал с принудительной блокировкой, который впоследствии заменили на самоблокирующийся Torsen.
В начале 80-х годов рынок полноприводных легковушек, не считая внедорожников, был довольно ограничен. Несмотря на кузовную исполнение, Audi quattro могла считаться лишь условным соперником таких автомобилей, как универсалы AMC Eagle или Subaru Leone. Хотя у Eagle был и купе-класс, оно скорее служило как роскошный автомобиль, чем спортивный. Поэтому Audi quattro быстро завоевала признание как в Европе, так и в Америке. Немецкая компания начала активно внедрять полный привод в другие модели, а в автоспорте модель уверенно выступала в ралли и ралли-кроссе, а также обрела эволюционирующую версию — Audi Sport quattro.
Источник: @drive2russia