Электрокар 'Атом': инновации в конструкции кузова и безопасности

Информация о конструкции кузова российского электромобиля ‘Атом’ была представлена компанией ‘Кама’ еще летом. Теперь доступны новые детали о кузове без центральных стоек, его силовой структуре и мерах безопасности для пассажиров.

Электрокар ‘Атом’ имеет единый проем для двух боковых дверей, причем задние двери можно открыть лишь после передних. С ноября на заводе ‘Москвич’ стартовало производство предсерийных кузовов, и на данный момент уже изготовлено 15 экземпляров, которые в основном используются для тестирования оборудования и испытаний.

Кузов ‘Атома’ представлен в основном из сталей различных типов. Элементы серого цвета на иллюстрациях обозначают обычную конструкционную сталь с пределом текучести 300 МПа, синий цвет указывает на высокопрочную низколегированную сталь (300—410 МПа), желтый — на улучшенную высокопрочную сталь (410—980 МПа), а красный — на высокопрочную сталь горячей штамповки (более 980 МПа). Также используется алюминий, но его роль ограничивается лишь вставками в пороги и оболочкой тяговой батареи.

Наиболее критические компоненты, такие как пороги и дверные проемы, центральный тоннель, поперечины пола выделены из самой прочной горячештампованной стали 22MnB5. Эти элементы конструкции обеспечивают защиту не только для пассажиров, но и для самой тяговой батареи.

Что касается поставок металла: с ‘мягкими’ сталями в России нет проблем, однако массовое производство горячей штамповки в стране отсутствует. Разработчики ‘Атома’ уверяют, что поставщики готовы наладить ее выпуск при условии больших объемов, которых сейчас никто гарантировать не может. Поэтому компания ‘Кама’ вынуждена закупать горячую штамповку у партнеров из ‘дружественных стран’.

Что касается пассивной безопасности, ‘Атом’ будет базироваться на 6 подушках и преднатяжителях передних ремней. Из-за отсутствия центральных стоек кузова, механизмы и пиропатроны ремней теперь встроены в кресла. Цель компании ‘Кама’ — получить четыре звезды из пяти в китайском рейтинге C-NCAP 2024 года. Из-за сложностей с испытаниями в Европе выбор пал на китайский стандарт, который даже более строгий, чем в Европе.

Полноценных краш-тестов ‘Атома’ пока не проводилось. Разработчики провели лишь компьютерные симуляции и испытания двух недособранных кузовов для проверки систем защиты. Первый полноценный краш-тест должен состояться в январе, а вся программа тестирования распределена на три этапа в Китае и России.

Что касается защиты от коррозии, большинство кузовных элементов будут защищены оцинковкой с обеих сторон, за исключением определенных деталей. Для дополнительной защиты будет применяться катафорезный грунт и обработка скрытых участков кузова воском.

Уже имеются первые полнофункциональные прототипы ‘Атома’ с завершенными кузовами и рабочими системами, но пока они собраны вручную и требуют дальнейшей настройки производственного процесса. Ожидается, что серийное производство начнется в июне 2025 года, хотя завершение сертификации с выдачей соответствующих документов планируется только осенью. Таким образом, первые товарные модели могут поступить на рынок лишь к концу 2025 года.

Электрокар 'Атом': инновации в конструкции кузова и безопасности

Электрокар 'Атом': инновации в конструкции кузова и безопасности

Электрокар 'Атом': инновации в конструкции кузова и безопасности

Электрокар 'Атом': инновации в конструкции кузова и безопасности

Электрокар 'Атом': инновации в конструкции кузова и безопасности

Электрокар 'Атом': инновации в конструкции кузова и безопасности

Электрокар 'Атом': инновации в конструкции кузова и безопасности

Электрокар 'Атом': инновации в конструкции кузова и безопасности

Электрокар 'Атом': инновации в конструкции кузова и безопасности

Источник: @rcinews