Деградация аккумуляторов электромобилей: мнения владельцев
Снижение ёмкости тяговых аккумуляторов со временем обсуждается как сторонниками электромобилей, так и их владельцами. Это один из актуальных и спорных вопросов, ведь результаты могут варьироваться в зависимости от модели автомобиля, года выпуска, условий эксплуатации и методов зарядки. Также существует неопределённость в способах оценки этой деградации. Мы рассмотрим три недавних примера.
Так, один из владельцев «электрички» Zeekr 001 2023 года из Минска провёл диагностику своего аккумулятора (типа NMC) и узнал, что за 50 000 км пробега снижение ёмкости составило менее двух процентов. Он предпочитал использовать «быстрые» зарядки, в основном заряжая батарею с 20% до 90%, при этом иногда поднимая лимит до 100%. Он также указал, что, по тестам, NMC-батареи имеют более длительный срок службы, если их не разряжать сильно и не заряжать «до предела», предпочитая держать уровень в середине диапазона и использовать короткие зарядки.
Другой владелец из Минска, управляющий новым BYD Song Plus EV с аккумулятором Blade LFP, замечает, что такая батарея более устойчиво переносит быстрые зарядки и понижение до низкого уровня. Тем не менее, его следует хотя бы раз в неделю заряжать до 100%. У этой модели номинальная ёмкость аккумулятора составляет 87,04 кВт•ч (или 170 А•ч при 512 В). Используя подключённый сканер, он обнаружил, что с завода ёмкость составляла 173,42 А•ч, а через 13 месяцев эксплуатации снизилась до 171,68 А•ч. Деградация составила 1%, и ёмкость батареи по-прежнему превышает паспортное значение.
Хозяин Tesla Model 3 2019 года из Гомеля провёл исследование о том, какие способы существуют для подсчёта деградации аккумулятора и от каких значений образуются расчёты (полные или доступные) и какой из методов является наиболее точным. Наиболее простые способы включают оценку по пробегу (по данным бортового компьютера после полной зарядки) и подсчёт по затраченной энергии во время зарядок (учитывая потери). Немного точнее результаты, полученные с серверов Tesla и блока управления (BMS), доступные для просмотра через специальное приложение.
Наиболее надежным методом считается Battery Test, во время которого программа автоматически разряжается до 2% и затем медленно заряжается до 100% при мощности всего в несколько киловатт. Результаты показали, что деградация данной Теслы составила 10,5% (остаточная ёмкость 67 кВт•ч против первоначальных 74,8 кВт•ч) за пять лет. Однако блок управления BMS отслеживает данные от первоначальной ёмкости и демонстрирует значение деградации, превышающее 5%.
Источник: @drive2russia